Трудная жизнь при царе – миротворце Александре III (из истории евреев Астрахани)

С шестой попытки 1 марта 1881 г. был убит царь Александр II. Его место занял сын убитого Александр III. Учитывая, что при нём не было ни одной из бесконечных войн России с дальними и ближними соседями, в истории он получит звание мироносец. Поскольку наряду с русскими революционерами в покушении принимали участие и евреи, то основную вину общественное мнение повесит на них. Геся Гельфман вместе с А.Желябовым, С.Перовской, Кибальчичем была приговорена к смертной казни, заменённой на пожизненную каторгу из – за беременности. Вскоре она умрёт в тюремной камере. Репрессии вновь ударят по всему еврейскому населению.

В Астрахани начинается проверка всех проживающих в городе евреев, сопровождающаяся высылкой по месту приписки всех, с точки зрения законодательства, «проживающих в городе незаконно».

В первую очередь это коснулось ремесленников, которым разрешено было селиться за чертой осёдлости ещё постановлением от 28 июня 1865 года. Но основной приток их пришёлся на конец 80-х – начало 90-х годов. В городе появляются прекрасные часовые мастера, ювелиры, портные, скорняки, чулочники, гравёры. Все ремесленники должны иметь свидетельства, которые очень часто признаются незаконными.

Возмущается деятельностью даже имущих евреев Казённая палата. В частности, инспектор докладывал, что ювелир А.Анненберг и магазин братьев Брун должны заниматься вырезкой печатей и изготовлением мелких ювелирных изделий, а на самом деле у них в продаже имеются массивные золотые цепи, драгоценные камни и прочее.

В магазине московского купца Исаака Калина в губернаторском доме торгует мехами еврей Мезерин Абрам Яковлевич с сыном, а записаны они как ремесленники скорняки. У Татарского моста в доме Рыбина расположились скорняки Шульзенгеры и занимаются торговлей меховыми изделиями. Хаим Гурин числится работающим в часовом магазине Басы Хаймовой, а сам держит ещё четырёх работников.

Даже дети отставных солдат, если при жизни отца не были включены в астраханское мещанство, могли быть высланы за черту осёдлости, где они не имели ни родственных связей, ни работы.

Эти же правила были и для купцов. Их дочери могли жить в городе до замужества, а сыновья до 21 года.

Закрываются двери в средние и высшие учебные заведения. Вводится процентная норма для поступления в гимназию, соответственно, никаких пособий, как было в шестидесятые годы, уже не предоставляется.

Ранее многие юноши могли поступить в Военно – медицинскую академию Санкт-Петербурга, а затем, получив диплом военного врача, служить в армии. Теперь это учебное заведение стало закрытым для евреев.

В 1886 году на должность раввина заступил Сруль Бер Шухер, прибывший из Дагестана. Он прослужил на этой должности 20 лет. В политике в этот период большое внимание уделялось деятельности синагог. Судя по документам, хранящимся в архивах Астраханской области, их называли в 1888 году не синагогами, а школами.

Не всё было спокойно и в самой общине. К этому периоду относится «дело о Шойхетах». Их в городе появилось одновременно 7 человек. Они стали заламывать неимоверные цены за кошерное мясо. В архиве хранится жалоба, поданная в 1891 году на имя губернатора на их бесчинства. Помимо цены, в несколько раз превышающей рыночную, они умудрялись малоимущим сбывать те части животных, которые нельзя использовать в пищу по иудейскому обычаю. Письмо было подписано значительной частью членов как ашкеназской, так и сфардской частями общины.

К трудностям того времени присоединился голод, вызванный неурожаем по всей центральной России и вспышка холеры в 1891 году.

В городе был холерный бунт, вызванный тем, что, якобы, с умершими заодно хоронят и живых. Был убит один фельдшер и избит врач «заразной больницы» (ныне больница им. Бехтерева).

В еврейской общине в это время существовал относительный порядок. Был организован уход за больными. Проводились силами «хевро кадиша» захоронения умерших. Их было так много, что приходилось летом 1891 года хоронить в братскую могилу, что крайне редко бывает на еврейских кладбищах.

В начале 90-х годов евреев начинают привлекать для работы в качестве сортировщиков, уборщиков, посольщиков, а попросту – приказчиков на рыбные промыслы. До этого они отлично зарекомендовали себя на рыбных промыслах Дунайского бассейна.

Но для выезда на промыслы, расположенные на территории уездов губернии, необходимо было вначале получить разрешение от Министерства внутренних дел. Затем эти разрешения стали выдаваться губернским правлением.

Но, несмотря на эмиграцию евреев из России в Америку и страны запада, (за период царствования Александра III выехало более 200 тысяч евреев), в Астраханской губернии еврейское население увеличивалось.

В 1886 году население в Астрахани составляло 132 тысячи человек.

Демографическая статистика по еврейскому населению: мужчин 494 чел., женщин 442 чел., браков 13, разводов 3, родилось мальчиков 42 чел., родилось девочек 35 чел., умерло мужчин 13 чел., умерло женщин 10 чел., молитвенных школ 2, училищ 1, должностных лиц 3 чел.

В губернском городе Чёрный яр в этот же год проживало евреев мужчин – 8 чел., женщин – 7 чел., родилось – 1 мальчик и 1 девочка.

Анатолий Бимбад

Трудная жизнь при царе – миротворце Александре III (из истории евреев Астрахани)
Пролистать наверх