На рубеже веков ХIХ и ХХ (из истории евреев Астрахани)

Сменивший своего отца Александра III в 1884 году император Николай II также прохладно относился к евреям. Называя себя русским, а чаще православным царём, сам он был только на 1/32 русским, на самом деле – смесь западных наций: немецкой, английской, голландской и пр. В то же время очень не любил инородцев.

Сама по себе неправильная национальная политика, как и многие другие факторы, приведут к краху самодержавия и к концу династии Романовых, правивших Россией более 300 лет. В народе это царствие получит название правление Николая «кровавого». Множество войн, трагическая гибель во время коронации около полутора тысяч человек и три революции, окончательно развалившие страну.

В конце ХIХ – начале ХХ века по стране прокатится массовая волна еврейских погромов. Особенно этим славилась Малороссия, такое название было в то время у Украины. Это основной очаг антисемитизма ещё со времён Богдана Хмельницкого, когда было практически уничтожено всё местное еврейское население. Правда, это не мешает иметь одну из центральных улиц г. Астрахани, названную его именем.

Кишинёв и его окрестности также славился в описываемый период погромами. Всё это вело к миграции еврейского населения в более спокойные места.

В Астрахани еврейских погромов, к счастью, никогда не было. Часто на право проживания в городе влияла сумма взятки. Евреев
охотно брали на работу рыбопромышленники, но очень сложно было получить право проживания на рыбных промыслах. Некоторые, примерно 6 – 7 человек в год, переходили в православие, забывая русскую пословицу «Жид крещённый, что вор прощённый».
Межнациональных конфликтов, в том числе и погромов, в Астрахани не было из – за пестроты национального состава и наличия
множества вероисповеданий. Среди русского населения были субботники и геры. Но неприязнь некоторой части населения к
евреям была. В Государственном архиве по Астраханской области сохранился донос на имя губернатора некоего мещанина Захарова
Алексея Ивановича о незаконном проживании на Косе (район от Кремля до Набережной Волги) 5 человек евреев. Так появилось дело семьи Гладштейн, проживавшей на Банной улице в доме Николаева (ныне улица Анатолия Сергеева). Сам глава семьи Мордух-Лейба Шмульевич Гладштейн – пятидесяти четырёх лет, проживал в городе 30 лет. Имел жену и 6 человек детей. Мастер на рыбных промыслах. Работал в известных рыбопромышленных фирмах Сапожниковых, Хлебникова, Неизвестного, Платонова, Бреднёва, Талокина, Ратнера и
Воробьёва, в последнее время у П.В.Додонова. Жена Мириам урожденная Кольварец. Сыновья: Моисей – 20 лет, служил
приказчиком в магазине братьев Гашнер и получал 20 руб. в месяц, Арон – 17 лет, служил в конторе Дембор и получал 10 руб., Давид
– 12 лет. Дочери: Эстер – 8 лет, Хана – 7 лет, Хая-Сура – 21 год, массажистка, занималась практикой по рекомендации местных
врачей. Городской полицмейстер в рапорте губернатору подчёркивал, что «Других средств к жизни, кроме добывания личным трудом,
семья не имеет», но некоторым она чем-то помешала.

В этот период в городе появляется прогрессивная еврейская интеллигенция. Такие, как адвокат А.Дайхес, врач Лазарь Рувимович Райнес, зубной врач Шломо Голландский, педагог Анна Минаевна Анненберг, московский
1-ой гильдии купец Г.С.Дембах создают в 1899 г. «Общество по оказанию помощи бедным евреям». В его организации активную
роль играет Астраханский 1-ой гильдии купец Абрам Яковлевич Гаптшер, врачи Перельман М.И., Вайнштерн П., зубной врач Брунер, акушерка Раиса Брун, купец 1-ой гильдии Лейба Шмульевич Фрейдлин, купец И.Кантор, купец 1-ой гильдии Афраим Винник, мещане Лисичкин и Борис Ильич Крупинский. В работе общества активное участие принимает губернский раввин Борух Моисеевич Шухер.

Анатолий Бимбад

На рубеже веков ХIХ и ХХ (из истории евреев Астрахани)
Пролистать наверх