От войны к революции (из истории евреев Астрахани)

1904 год стал годом ряда важных событий, как для астраханских евреев, так и для всей России.

В этом году открывается ремесленная синагога на Старокузнечной улице (ныне ул. Шаумяна) по образцу Санкт-Петербургской ремесленной синагоги.

Синагоги в черте оседлости встречались довольно часто. В Польше и Белоруссии были свои синагоги у извозчиков, портных, скорняков. Известный певец Леонид Утесов венчался в 1914 г. в синагоге одесских биндюжников или попросту портовых грузчиков. В городах, где проживание евреев было ограничено, ремесленные синагоги являлись редкостью.

Уполномоченными по открытию синагоги были мещане-ремесленники Янкель Рейн, Лейба Лавин, Иосиф Гальпер.

В хозяйственное правление входили Александр Хабас – основатель первой в городе мастерской химчистки и окраски одежды, а также мастер чулочной мастерской З.Я. Вышкинд.

Первоначально организаторы хотели назвать синагогу именем родившегося в этом году сына царя Николая II – цесаревича Алексея, но ходатайство было отклонено губернским правлением.

В этом году губернский раввин Борис (Сруль Берл) Мошкович Шухер получает золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на Анненской ленте. Получил он ее за 20-тилетнюю службу в должности казенного раввина. Медаль ему вручалась в Управлении калмыцкого народа (здание на углу улиц Володарского и Ленина) вместе с двумя калмыцкими бакши Бембеевым и Бембасолоклеевым лично губернатором Гранбчевским. Правда, за награду взыскали ее номинальную стоимость – 30 рублей через пристава 2-го полицейского участка.

На Востоке началась русско-японская война. На фронт «за веру, царя и отечество» призвали очень многих евреев. Был отравлен замеченный в политической деятельности жестянщик с Эллинга Юдковский, что не спасло от преследований членов его семьи: мать и сестру, проживавших на 2-ой Бокалдинской улице (ныне ул. Бакинской). На их поиск, с целью выдворения из Астрахани, были брошены буквально все силы местной полиции.

Если, в начале боевых действий, основными лозунгами были «япошек шапками закидаем», то позднее общество поняло, что войну царское самодержавие проиграло из-за бездарности руководства, да и прямого вредительства. На фронт приходили целые вагоны икон, а снаряды не поступали. У России были отобраны Курильские острова и Южный Сахалин. Это произошло, несмотря на героизм российских солдат, среди которых награды заслужили, правда, с препонами, и евреи. Так, сапожник Путин Арон Ефимович, 26 лет, стал даже дважды георгиевским кавалером.

Его потомки и сейчас живут в Астрахани и являются достойными членами нашей общины. Врач Александр Зуммеров также удостоился боевых наград. Позднее он будет одним из организаторов педиатрической службы в Астрахани.

21 сентября 1904г. в Астрахань прибыла первая партия больных и раненых с Дальнего Востока. Привез их в 11 утра пароход «Новик». Как писала местная пресса, встречать их пришли многие жители города.

«В этой разноплеменной массе и еврей, и русский, и татарин, и армянин, все смешалось».

Для размещения прибывших были наняты три помещения. Дома Буракова на Кутуме, Виноградова на Канаве и дом ирининской женской общины (ныне 2-ая областная больница).

9 января 1905 года в столице была расстреляна мирная демонстрация простого народа, еще одно из преступлений Николая Кровавого, началась первая русская революция 1905-1907 годов, в стороне от которой никак не могли остаться евреи. Особый авторитет среди революционеров имел зубной врач Шлема Голанский. Он возглавлял местную организацию социал-демократов (меньшевиков). Для охраны его квартиры на Александровском проспекте (район теперешней площади Ленина), выделялась специальная рабочая дружина.

Не всегда революционные идеи доходили до трудящихся. Агитаторов, призывавших бросить работу, пришедших на Грязную улицу (ныне улица Куйбышева), где жили евреи – рыбопереработчики, попросту прогнали. Об этом сохранился рапорт одного анонимного филлера полицмейстеру Верблюдову.

Многие, в том числе и евреи, надежды возлагали на царский манифест 17 октября 1905 года «О даровании свобод российскому народу». Свобода обернулась созданием «Союза русского народа», а попросту черносотенного движения.

В Астрахани также создается патриотическое общество, штаб которого находился в доме купца Дворецкого на Знаменской улице (ныне улица Красного Знамени). Самыми виновными в событиях в стране вновь оказались евреи.


Анатолий Бимбад

От войны к революции (из истории евреев Астрахани)
Пролистать наверх