В августе 1827 года указом незабвенного императора Николая I выходит указ о призыве евреев, подданных России, в царскую армию. Если христианское население призывали по 2 человека с тысячи населения, и то через год чередовали призывы из южных и северных губерний, западных и восточных, то евреев призывали по 7 человек с тысячи ежегодно. Служба в армии была 25 лет для лиц, достигших 20-летнего возраста. Кроме этого, начался набор кантонистов. Официально брали еврейских мальчиков с возраста 12 лет, но фактически – с 10 и даже 7 лет. Кагалы, а с их устранением еврейские общины, сдавали в кантонисты сирот, детей вдов и бедняков. Очень часто военными устраивались облавы на еврейских детей, здесь хватали всех без разбора происхождения и возраста, а также состояния здоровья. Правда, можно было откупиться, взятки в России брались всегда, при всех режимах. Трагична была судьба этих детей, оторванных от своей среды, не знающих русского языка, подвергающихся унижениям со стороны своих воспитателей, так называемых “дядек”. “Дедовщина”, о которой так много говорят, но ничего не делают по ее устранению, всегда была в русской армии. В такой обстановке выживали очень немногие, по статистике, только каждый десятый. Недавно по Центральному телевидению прошёл цикл передач Феликса Разумовского “Еврейский вопрос – русский ответ”. Какие только периоды еврейской истории не освещались автором, но вот период правления Николая 1 был упущен, а зря. В этот период из изданных за время правления 900 указов более 600 было посвящено проблеме евреев, причем далеко не улучшению их жизни. В 1835 г. вышло постановление о выселении в черту оседлости всех евреев /около 50-ти человек/ живущих в г. Астрахани. Но уже в первый год призыва в царскую армию в Астраханской губернии появились евреи-военнослужащие, как в сухопутных войсках, так и во флотских экипажах. Размещается и полурота кантонистов. Это район теперешней площади Шаумяна. Самым заманчивым предложением для них был переход в православие. Давалось христианское имя , выдавалось денежное пособие в 30 рублей /довольно солидная сумма по тем временам/, менялось отношение начальства. Очень часто крещение проводилось попросту насильно. В памяти сохранились так называемые “архангельское, саратовское купания”, когда большие группы кантонистов подвергались крещению, проводилось это и в других губерниях. В Астраханской губернии дело обстояло иначе. Сохранились документы о требовании астраханского архиепископа Смарагда (Крыжановского) о немедленном крещении полуроты кантонистов, находившихся в Астрахани. Кстати, сам Смарагд имел предков евреев, его дед Константин Крыжановский перешел в православие в 1782 г. В 1844 году Смарагд требует высылки из Астрахани матроса ластового экипажа Эахима Алендухова, обучающего кантонистов основам иудаизма и еврейским обычаям. Этот конфликт достиг прокурора Святейшего Синода в Санкт-Петербурге в 1 8 4 4 г . Смарагд имел очень неуравновешенный характер; несмотря на высокий сан, часто занимался рукоприкладством по отношению к своим приближенным. В этот же год он был переведен в другую епархию с явным понижением в должности. Евреи – военнослужащие получили казенную молельню, у них появились свои военные раввины. Эту должность первоначально выполнял Фрайберг, а затем Шварц. Вызвано это было тем, что необходимо было принимать военную присягу, давать показания в суде. Позднее, в 1862 г . , бывшие военнослужащие создадут первую иудейскую общину в г. Астрахани. А.Р. Бимбад
Они остались верны иудаизму