Как в Астрахани появились евреи

В Х V I – Х V I I I веках Российской истории произошло значительное расширение границ государства по всем направлениям, в том числе на Запад и Юг, где евреи жили давно. В частности, на Кавказе – еще со времен разрушения первого Иерусалимского Храма. В западных областях они также жили несколько столетий. Но трудна была их жизнь. Приходилось зачастую не жить, а просто выживать среди чужих народов, которые все свои неудачи старались свалить на иноверцев-евреев. В 1702 году русский царь Петр I, провозгласив: “Все флаги будут в гости к нам!”, запретил посещение России еврейским купцам. Только во время правления Екатерины II в 1774 г. евреи были признаны гражданами России, но далеко не полноценными. В 1791 году вводится указ о черте оседлости. По этому указу евреи могли поселиться в ряде губерний, в список которых входила и Астраханская губерния; но одно дело список, а другое – разрешение на проживание. В то время Астрахань была воротами между Европой и Азией; каких только купцов не находилось в ней: из Персии, из далекой Индии, из Хивы и Бухары, из Дербента и других городов Кавказа. Большинство из них имели в городе крупные торговые подворья. Не было только купцов евреев. В декабре 1804 года с грифом “быть по сему”, подписанным царем благословенным Александром I , вышло положение о евреях, в котором евреям разрешалось селиться в ряде губерний, где они раньше не проживали, включая и Астраханскую. Все еврейское население разделялось на земледельцев, ремесленников, фабрикантов, купцов и мещан. Особое внимание уделялось тому, чтобы евреи ничем не выделялись от остального населения и носили платье русское, немецкое или польское. В документах областного государственного архива сохранилось дело о появлении двух первых купеческих семей евреев в Астрахани. 30 декабря с письмом на имя губернатора Дмитрия Васильевича Тенишева от его близкого знакомого (подпись, к сожалению, неразборчивa) в Астрахань прибыло две еврейских купеческих семьи. Как сказано в письме: “Вручитель сего из евреев, желает жить в Астраханской губернии”. Речь шла о могилевском купце 2-й гильдии Лейбе сыне Янкелеве Давыдове. Он прибыл с семьей и привез родственника – купца третьей гильдии Лейба сына Абрамова Давыдова, с которым также была семья. Торговали они от винокуренного казенного завода, расположенного в Тверской губернии. Оба купца были зачислены в Астраханское купечество. Для вступления во 2-ую купеческую гильдию необходим был капитал в 8 тысяч рублей, в 3-ю – 1 тысяча рублей. Деньги для того времени большие. Паспорта, выдаваемые евреям, стоили тоже недешево: для купцов 1-й гильдии – 25 рублей, 2-й гильдии – 10 рублей, 3-ой гильдии -5 рублей, всем прочим – 3 рубля. В архиве сохранилась расписка о взыскании налогов с купца 2-ой гильдии Давыдова за 1806 год. Она составляла 500 рублей, налоги с еврейских купцов брались в два раза больше, чем с остальных. Как сложилась судьба этих семей в дальнейшем – неизвестно, но в Астрахани они пробыли до 1808 года. В семье Давыдова Лейбы сына Янкелева были сыновья Мордух и Израиль, они также были записаны в астраханское купечество. У купца 3-ей гильдии Давыдова Лейбы сына Абрамова известно о 3-х детях: сыне Якове и дочерях Бейле и Хаве. Приезд этих семей в Астрахань совпал с трагическими событиями. В городе, в 1806 г., началась эпидемия чумы, значительная часть горожан вымерла. Единственным местом, где оказывали помощь больным, был Покровский монастырь. Здесь, в районе, где сейчас находится еврейское кладбище, было кладбище для инфекционных больных, которых на обычном кладбище хоронить не разрешалось. Некоторая часть населения разбежалась, несмотря на карантины, разнося эпидемию по другим населенным пунктам. Большую переписку губернатора с полицией вызвал приезд из Кизляра 2-х евреев – Рагима Шандлсона и Илии Авдеева, 11 мая 1807 г. При себе они имели билет (подорожную), выданный кизлярским городничим подполковником Шведовым. Полиции было поручено обоих доставить в губернское правление. Цель посещения Астрахани этими лицами неясна, скорее всего, они приезжали по делам торговли. Удивляет факт, что многие евреи, уже в то время, имели русские фамилии, несмотря на бытующее мнение, что большинство их приобрело во время службы в царской армии при Николае I. В 1817 году из г. Георгиевска Кавказской области прибыл Мовша Лившер, якобы искавший своего родственника. Во внимание властей он попал из-за просроченного паспорта, выданного могилевским губернатором. В дальнейшем образуется группа евреев, постоянно живущих в городе. Об их судьбе будет рассказано в следующем номере газеты.

А.Р. Бимбад

Как в Астрахани появились евреи
Пролистать наверх