Кроме купеческих семей, в городе появляются и простые евреи, относящиеся к мещанам и ремесленникам. Появление их из западных областей было связанно с нашествием армии Наполеона. Хотя Наполеон признавал равноправие евреев с остальными гражданами Франции, мирные люди стремились находиться подальше от военных действий. Добирались семьи с обозами. Железных дорог еще не было. Так до далекой Астрахани можно было добираться тогдашними дорогами несколько месяцев.
По имеющимся в архиве документам, ежегодно в столицу подавали отчет о выдаче паспортов евреям Астрахани. Они в городе практически не выдавались с 1812 по 1835 год. Резко ухудшилось положение евреев Астрахани, как и во всей России, с приходом в 1825 году к власти царя Николая I. Какие только указы и постановления не издавались специально созданным «еврейским комитетом»! В 1826 году вышел закон о запрещении заниматься евреям винокуренным производством, еще раньше, в 1825 году: «о высылке евреев, имеющих иностранное подданство». Так, например, по этому закону из Астрахани 1 апреля 1829 года были высланы золотых дел мастера австрийские подданные Мюль Флус – 51 года и Юзев Шварцбах – 42 лет в г. Житомир Волынской губернии, на границу с Австрией. В 1833 году – закон о невыдавании видов евреям на приезд в Кавказскую область, объясняя это тем, что среди русского населения появились иудейские секты. В 1829 году вышел указ не выдавать паспортов евреям, следующим в Санкт-Петербург якобы для принятия христианства. Все это способствовало выполнению наставления «еврейского комитета» от 13 июля 1825 года: «правительство имеет
ввиду вообще уменьшение числа евреев в России».
В 1830 году департамент полиции обратился с письмом к Астраханскому губернатору Осипову, что евреи, имея при себе паспорта, незаконно выданные обер-полицмейстером, содержат слуг из христиан, и по показаниям этих слуг объехали до 18 губерний в России; что в Саратове их более 20 семей, в Казань съехалось 40 семей. В этих городах они праздновали по своему обычаю праздник «кучки» (правда, астраханский полицмейстер этот праздник назвал более грамотно – «кущи»). Далее говорилось, что эти евреи ходят в городах по домам. А в деревнях – к помещикам и крестьянам и продают им поддельные вещи за золотые, и под предлогом бедности выпрашивают милостыню, и на основании этого «пребывание евреев в Москве и других городах без занятий не может быть терпимо». Срочно был составлен список всех евреев Астраханской губернии. Попали в поле зрения якобы незаконно проживающие в Астрахани: 1. Витебский мещанин Михайло Волчков, занимающийся шитьем картузов. 2. Дети умершего Витебского мещанина Сахарова – Хаим, как обучающийся портняжному мастерству, и его сестры Рахиль и Двира. 3. Семья Борко Красно с женой из царства Польского. Губернское правление усмотрело, что евреи с их семействами в городе занимаются «шитьем картузов и шапок и деланием ваксы, на свободное проживание они имеют указанные виды, кроме лиц, указанных вами». Волчков был выслан из города сразу, остальными занимался губернский суд. Дальнейшая их судьба не ясна.
Указом государя императора 1835 года Астрахань оказалась за чертой оседлости. И из Астрахани в течение 3 лет были высланы все 49 евреев. Не помогло и заступничество губернатора Тимирязева, просившего оставить хотя бы давно
проживающих и доказавших пользу от деятельности в губернии.
Правда, рекруты – евреи поступать в губернии для армии продолжали. В архиве сохранился документ от 30 мая 1829 года об отправке из Астрахани в Кизляр 27 рекрутов из евреев. Отправили их по по линейному тракту четырьмя перегонами, были даны распоряжения об обеспечении их подводами, качественной пищей, а самое главное – питьевой водой. В то время в губернии появилась холера, и эти указания были не лишними.
Появилась в городе и полурота кантонистов, о которой уже рассказывалось в нашей газете.
А.Бимбад