Публикация в сетевом издании “Арбуз”
Фото: Дмитрий Дадонкин
Мы продолжаем нашу серию публикаций о храмах и конфессиях Астраханской области. Настала очередь рассказать о синагоге, которая расположена на улице Бабушкина. В 2019-м году завершилась ее долгожданная реконструкция. «Арбуз» посетил общинный центр и узнал много нового об астраханских евреях, раввине и иудаизме в целом.
Синагога представляет собой небольшое здание, облицованное красным кирпичом. Над входной дверью – звезда Давида, справа от нее – табличка с надписью «Синагога «Сфард»».
Сегодня наш экскурсовод – главный раввин Астраханской области. Он встречает нас у ворот и провожает в здание синагоги.
Исроэль Меламед родился в советской еврейской семье в Ленинграде и жил там до 13 лет, после чего вместе с родными переехал в Израиль. Выбрав религиозный путь, рав Исроэль закончил специальную школу, которая называется ешива, и в 20 лет поехал за границу, чтобы совершенствовать свои познания и получить статус раввина. Вскоре он был направлен в Астрахань, и вот уже 12 лет вместе с супругой и детьми живет в нашем городе.
Иудаизм привлекал его с самого детства: мальчиком он ходил в воскресную школу, посещал все праздники. В какой-то момент рав Исроэль почувствовал энергию и смысл жизни в вере и принял решение стать раввином. Его супруга также близка к иудаизму. В Астрахани она занимается воскресной школой в еврейской общине.
«Пытаюсь передать это дальше другим людям, поделиться», – поясняет рав Исроэль.
Еврейская жизнь в Астрахани
История иудеев тесно связана с евреями-кантонистами времен Николая I. Окончив свою службу, они поселились в Астрахани и организовали еврейскую общину. Официально ее зарегистрировали в 1862-м году.
Синагога, в которой мы побывали, была построена 150 лет назад и использовалась выходцами из евреев Европы сфардского толка. По этой причине она называется Сфард, что в переводе с иврита означает «Испания». Остальные три синагоги были ашкеназского толка.
В советский период гонений на все, что связано с вероисповеданием, еврейская жизнь в Астрахани не имела возможности развиваться. Во время антирелигиозных кампаний 20-30-х годов прекратили существование три из четырех общин. Синагогу на улице Бабушкина получилось сохранить, но после и ее постигло тяжелое время забвения. Только в 90-е религиозная жизнь астраханских евреев начала восстанавливаться: возродилась община, стало увеличиваться число посещающих синагогу евреев, а здание получило название «Сфард».
Как рассказывает рав Исроэль, наибольшее количество прихожан астраханская еврейская община насчитывала во время Первой мировой войны. Тогда здесь было более 3500 евреев. Многие из них оказались в Астрахани, спасаясь от боевых действий, которыми была охвачена вся западная часть России. Сейчас активными членами еврейской общины являются около 300 семей.
«Сегодня у нас, слава Богу, продолжается еврейская жизнь, есть различные программы. Мы пытаемся создать всю инфраструктуру, которая возможна и должна быть в общине, вести полноценную жизнь и развиваться, насколько это позволяют наши возможности», – делится раввин.
Как это устроено
Как рассказывает рав Исроэль, любая синагога построена по типу иерусалимского Храма, который существовал две тысячи лет назад в Израиле. Его структуру раввин показывает нам по схеме.
Главной частью иудейского храма является арон-а-кодеш (буквально переводится как «святой шкаф»). В нем хранятся свитки Торы, то есть священные писания. Такой шкаф соответствует золотому ящику в иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заветами, дарованными еврейскому народу Богом. Арон-а-кодеш прикрыт занавесом (парохетом), который разделяет святую и святую святых.
Впереди арон-а-кодеш обязательно должен быть источник света – нер-тамид или «неугасимый светильник». Это символ меноры, масляного светильника иерусалимского Храма. Подобный есть и в нашей синагоге. Им часто пользуются во время праздников, которые связаны с чудом светильника. Также здесь стоит кафедра, за которой кантор читает молитву.
В центре синагоги находится бима – возвышение, на котором стоит стол для чтения свитка Торы. Бима является напоминанием помоста Храма в Иерусалиме.
Справа от входа имеется стол с хлебами. Это неотъемлемая часть синагоги, место, где люди трапезничают и отмечают мероприятия. Кроме того, в храме стоит умывальник. Перед тем, как священники заходили внутрь, они омывали руки и ноги. В здании также имеется библиотека с молитвенниками и книгами Торы.
На втором ярусе находится отдельное помещение для женщин.
Еще один обязательный элемент – мезуза (небольшая коробочка) со свитком Торы, которая крепится на дверном косяке. Это оберег, охраняющий еврейские дома.
«В идеале все должно быть расположено в сторону Иерусалима. Здесь пока это сделано, к сожалению, не совсем корректно, но мы планируем изменить это. По нашей древней традиции евреи молятся через Иерусалим, в котором находится Храм, являющийся святым местом, через который наши молитвы поднимаются вверх», – объясняет Исроэль.
Первый этап восстановительных работ начался в 2003-м году, а в 2019-м реконструкция наконец завершилась. Было пристроено здание с большой купелью, которая называется миква, сделан косметический ремонт внутренних помещений.
В ближайших перспективах уже запланированы новые ремонтные работы для того, чтобы привести общину к ее главной цели. Она заключается в том, чтобы каждый человек, который приходит в храм, чувствовал себя как дома и не думал, что астраханские евреи чем-то обделены.
«Наша задача – сплотить общину для того, чтобы люди чувствовали себя более комфортно, питались духовной и физической энергией, были радостными от осознания того, кто они, что они. Мы открыты для всех, не только для евреев. Здесь и экскурсии проходят. Все, кто имеет добрые намерения и хочет прийти, посмотреть, приобщиться, конечно же, может это сделать, – мы не кусаемся, никого не обижаем», – говорит раввин.
Нужно учиться жить под водой
В храме реализуются различные программы: функционирует воскресный клуб для детей, для молодежи проводятся занятия по иудаизму. Стимулом добросовестного изучения материала для ребят является возможность свободно выстраивать коммуникацию с другими еврейскими общинами, а также шанс посетить в конце учебного года различные памятные для евреев всего мира места, побывать в Израиле, Европе. Для взрослых также проводятся занятия по иудаизму, на которых они изучают историю народа и неотъемлемо связанную с ним религию. Отдельно существует программа для женщин.
Ну и конечно, как без праздников. Их немало. Так, например, евреи празднуют Пурим – праздник их чудесного спасения от истребления во время правления персидского царя Артаксеркса и победы над Аманом, который мечтал изгнать народ.
«Это в принципе суть каждого еврейского праздника, – смеется Исроэль. –Нас хотели побить, мы спаслись, давайте торжествовать».
Во время празднования Песах иудеи едят мацу – хлеб, который евреи вынесли из Египта. Помимо этих праздников, отмечается Шаувот – праздник дарования Торы, Рош ха-Шана – еврейский Новый год (празднуется в сентябре-октябре), Йом-Кипур – праздник искупления грехов, Суккот, во время которого евреи выходят на семь дней из дома и проводят время в шалашах, а также Ханука – праздник света и зажженых свечей.
В планах у общины участие в проекте «Ночь музеев», в котором будет задействована молодежь. Каждый будет стоять со своей информационной стойкой и предлагать различные интерактивные мероприятия.
Во время пандемии доступ в синагогу был ограничен и шумные гуляния не проводились. Но община нашла решение:
«Мы выступили с инициативой: если люди не могут прийти к нам, то мы привезем синагогу к ним. Например, мы выдавали членам нашей общины наборы, имеющие непосредственное отношение к проходящему празднику. Они помогают правильным и полноценным образом провести этот день», – рассказал наш «экскурсовод».
Очные встречи по программам тоже оказались под запретом и тогда занятия стали проводить онлайн. Зрителей включилось даже больше, чем раньше было посетителей вживую. Люди занимались изучением Торы дома по материалам, которые дала им община. Рав Исроэль уверен, что падать духом не нужно, наоборот, лучше подстраиваться под любую ситуацию. И так оказалось, что пандемия стала неким трамплином для того, чтобы внести синагогу людям домой.
«Задали вопрос: если будет потоп, что будут делать разные народы? Кто-то сказал, что в последний день они будут наслаждаться жизнью, другие ответили, что будут молиться. А евреи ответили, что они будут учиться жить под водой. То есть жить нужно с оптимизмом, с юмором, и идти вперед в любой ситуации», – поделился раввин.
Для общины является крайне важным оказывать своевременную помощь ее членам в любой сфере, делать все, чтобы астраханские евреи не чувствовали себя одинокими. Так, помимо образовательной деятельности, здесь не забывают уделить внимание и благотворительности: нуждающимся помогают с медикаментами, продуктовыми наборами, образованием для детей. Ведь, как хорошо заметил рав Исроэль, «когда люди радуются, улыбаются – это означает успех».
Миру – мир
Власти города хорошо относятся к общине. С праздниками евреев поздравляет губернатор, раньше синагоге помогали с ремонтом. Представители других конфессий, которые есть в Астраханской области, также положительно воспринимают иудеев. В общине есть люди, которые очень тесно связаны с разными организациями и автономиями.
«За двенадцать лет, что я здесь, я ни разу не встречал плохого отношения к нам. Это удивительно. Уникальное явление, что не было никаких антисемитских высказываний, ничего такого в адрес меня и общины. Для нас это отношение очень важно и мы с трепетом относимся к мирной жизни всех народов и представителей конфессий. Знаю, что такая же ситуация и в других регионах нашей страны. Хорошо, что есть взаимопонимание, уважение, толерантность», – делится мыслями раввин Исроэль Меламед.
История одной тетради
В синагоге есть впечатляющая ценность – тетрадь 100-летней давности. Она перешла из другого храма, который находился на улице Шаумяна, но был закрыт в 1929-м году. В этой книге на иврите перечислены участники группы, которая была создана в 1923-м году и ежедневно здесь занималась Торой, а также написан устав, состоящий из шестнадцати пунктов. По сей день община видит потомков людей, которые находились тогда в ее составе.
«Это прямо «вау»: было сложное время, гражданская война, голод, а тут вдруг мы находим такое. Это вдохновляет, становится серьезным примером для членов нашей общины, особенно для молодого поколения, ведь они видят, что, несмотря на все тяготы, их прадедушки не забывали свое еврейство и с риском для собственной жизни занимались изучением, вели религиозную жизнь. Уникальное явление», – рассказывает Исроэль.
В иудаизме существуют определенные месяцы, в которые надо либо прибавить в радости, либо понизить в радости. То есть бывает, когда ее нужно сделать больше или меньше, но все равно всегда находиться в хорошем настроении и веселье, жить с оптимизмом, с духом уверенности, что любые невзгоды и трудности можно преодолеть. Подобное отношение к человеческому бытию не может не восхищать и не мотивировать.
Ну и, конечно, главный урок для всех нас, который можно извлечь из иудаизма: «В случае неприятности – учитесь жить под водой».
Мария Пряженникова
4 апреля 2022, 11:59