Если евреи смогли более 3 тысяч лет сохранить свою самобытность, в этом заслуга религиозного воспитания с раннего детства. Гонимые из одной страны в другую, люди могли потерять язык, не сохранить религию и культуру. И уже с середины XIX века устои стали разрушаться. Часть евреев решила жить как все, но это далеко не всегда находило понимание у общества, даже в случае перехода в православие. В быту появилось и такое: «Жид крещёный – как вор прощеный». Другие, особенно молодёжь, подались в политику, стали «борцами за свободу». Это дало повод прошлым и современным антисемитам твердить, что революцию и все её последствия устроила одна нация.
И всё же основная часть народа оставалась в иудаизме. Самые страшные изменения произошли в период Советской власти. Во время гражданской войны многие красноармейцы-евреи уважали религию и обычаи предков. Так, в Саратовском военном гарнизоне они даже получали муку для выпечки мацы на Песах в самое тяжёлое время 1919 года, но в дальнейшем от этого стали отходить.
В 1918 году церковь была отделена от государства. В 1922 году во всех религиозных учреждениях прошли изъятия предметов из драгметаллов якобы для борьбы с голодом. Появилось общество «воинствующих безбожников». На религиозные организации наложили огромные налоги.
В середине 1920х годов в городе не было ни одного штатного раввина, но это не помешало создать в 1924 году при хоральной синагоге общество по изучению Мишны.
Книга с уставом и списком членов общества сохранилась в нашей общине. Велась она на языке идиш, которым и пользовалось большинство наших предков в городе. До середины 1970х годов в нашей синагоге говорили только на этом языке.
Требования к слушателям были высокими. За первый пропуск занятия штраф был 25 коп., за второй раз – 3 рубля (большая для того времени сумма), а затем и вовсе исключали из числа слушателей. Из этой книги я узнал, что мой прадед Мордух Бимбад был исключён за непосещаемость, зато дядя Яков был прилежным слушателем, несмотря на большую занятость: он управлял заводом по производству безалкогольных напитков, взятым в аренду у государства.
Ни на одну религию в Астрахани не было столько нападок, как на иудаизм, если судить по местной газете «Коммунист», в которой появилось множество статей критических и просто злобных про все действующие в городе синагоги.
В газете «Коммунист» за 1924, 1925 год была опубликована серия статей с характерными заголовками, как например: «Трудящимся евреям и еврейской молодёжи не нужна синагога, а нужен клуб». Речь шла об идее изъятия здания хоральной синагоги под клуб. А вот другой материал: «Вместо синагоги – лавочка». Здесь описывалось, что за вызов к торе в синагоге на Селении устраивается аукцион и синагога похожа скорее на «чёрную биржу». Бедняки не могут быть вызваны к торе. Во всем этом анонимные авторы считают виновными лидеров общины Шевашинского, Туровского, кантора Лазорича.
В статье «Как они помогают» авторы возмущены тем, что двум приезжим канторам заплатили 500 рублей и дали на ремонт кладбища 1100 рублей, нет бы помочь бедным. Подобные высказывания руководство нашей общины слышит и сейчас, но уже не от воинствующих безбожников», а от «благочестивого еврея».
В статье «Два влияния» описывается, что в еврейский детский дом №14 повадились ходить две дамы – патронессы Хабас и Кранц. Они приносили детям кошерные продукты и призывали не работать в субботу, а заодно и не советовали вступать в пионеры. Директор детского дома и школы М.Якобсон запретил этим дамам посещать детей, ограждая их от «религиозного дурмана».
Статья «Первые шаги еврейской молодёжи на антирелигиозном фронте» рассказывает об антирелигиозном вечере в клубе «5-летия Октября»(находился на ул.Кирова между ул.Шаумяна и Бабушкиной). Единственным человеком, выступившим в защиту религии, оказался Львов, которого назвали нищим с паперти. Разве можно считать «оппонентом кликушу – юродивого». Заодно высмеяли кантора хоральной синагоги Гурари за приписанную ему любовь к алкоголю и женщинам.
Пресса описывала и другие факты, имеющие отношение к еврейской жизни того периода. Так, Гольдин в собственной пекарне на ул.Шаумяна, 21 пёк мацу, при этом набрал 10 пекарей, в основном подростков, и платил им по 10 коп. с пуда, а сам за пуд брал 2 р.50 коп.
Во время еврейского Нового года в 1924 году (5885) была устроена демонстрация из 500 безбожников. Впереди шёл автомобиль с детьми, державшими факелы и плакаты. Демонстрация двигалась от клуба «Нацмен» (находился на месте ТЮЗа) по адресам трёх синагог – Хоральной и Ремесленной на ул.Шаумяна, а затем – к действующей в настоящее время синагоге «Сфард». Около каждой устраивали летучий митинг. Анонимный автор отмечал, что на митинге было мало женщин и сетовал, что женщины ещё боятся общественной жизни.
Кстати анонимные авторы появились и сейчас. Пишут в различные инстанции анонимные письма, поливают грязью руководство синагоги и при этом считают себя «праведниками».
Стоит отметить, что в описываемый период культурная жизнь евреев города была весьма насыщенной. В музыкально техникуме действовало специальное еврейское музыкально-хоровое отделение на 50 человек, было подобное же отделение у армян и татар.
В 1925 году в здании бывшего Реального училища (здание областной думы на ул.Володарского) шли спектакли еврейской музкомедии Абраши Гутмана. Прошло множество весёлых спектаклей.
В городе прошли гастроли знаменитого европейского скрипача Н.С.Блиндера. Прошли две постановки украинского театра «Хмара» Суходольского: «Жидовка – выхрейка», «Выхрей». Автор пьес словно кричит: «Евреи, не переходите в другую веру». Зла от «крещеных» евреев мы получили и получаем немало.
А.Р. Бимбад