В августе 1914 года вспыхнула 1-я Мировая война, в буквальном смысле всколыхнувшая весь земной шар. В противостояние было вовлечено более 30 больших и малых стран.
Россия была втянута в войну в силу своих союзнических обязательств по отношению к Сербии и Франции. Военные действия по линии фронта проходили с разным успехом. Перед германскими войсками российская армия начала терпеть поражение и отступать. Были сданы многие стратегические населённые пункты, где значительную часть составляло еврейское население. Необходимо было искать виновных. Истинными виновниками являлись развращённое и проворовавшееся правительство и военная верхушка, но этого никто признавать не хотел. В Генштаб российской армии поступили ничем не подтверждённые ни тогда и не в дальнейшем сведения, что среди евреев много шпионов, действующих в пользу противника.
Наряду с беженцами появились и так называемые выселенцы, которых насильственно вывозили из приграничных мест в центральную Россию целыми семьями. Более 1700 человек евреев было переселено в Астрахань. От самого государства помощи они практически не получили. Заботу о беженцах и выселенцах взяла на себя еврейская община.
При хоральной синагоге на улице Петропавловской (ныне Шаумяна) был создан «Совет Астраханского еврейского общества помощи жертвам войны». В его состав входили представители общественности и наиболее влиятельные лица: адвокат Арон Дайхес (внук первого раввина Астрахани), врач Лазарь Райнес и другие.
Прихожане всех четырёх синагог города организовали сбор пожертвований. Совет распределял собранные средства. Помощь оказывалась по-разному: снимались квартиры в доходных домах, выделялось топливо, продукты питания, одежда; члены семей обеспечивались рабочими местами.
С первых дней войны евреев, живущих в городе, начали призывать на службу в действующую армию. Призыв шёл «За веру, царя и отечество». Только интересно за какую веру и за какого царя, активного члена «Союза русского народа» или попросту черносотенного движения должны были воевать евреи.
Появились и другие призывы более нам знакомые по Великой отечественной войне 1941-1945 г.г. «Родина-мать зовёт», «Всё дляфронта, всё для победы». Да и песня «Вставай, страна огромная» была написана не в 1941 г. композитором В.Лебедевым-Кумачом, а безвестным учителем чистописания из г.Рыбинска Боде. С 1916 года эта песня исполнялась на вокзалах перед отправкой воинских эшелонов на фронт. Точное количество призванных на войну евреев из нашего города неизвестно, но их было около тысячи. В мои руки попала пачка открыток, посылаемых астраханцем Вениамином Келлером из своего полка, базировавшегося в г.Царицыне (ныне Волгоград) своей семье. Мне довелось жить рядом с его сёстрами Марией Келлер и Рахиль Курузбауэр (Келлер).
Эти скромные, уже очень пожилые женщины, были нашими соседями. Они до конца жизни берегли эти вести от брата, переписка с которым оборвалась после отправки полка на фронт. Что стало с их братом неизвестно. Каких либо сведений о возвращении его с войны в наш город нет.
В результате так называемого «Брусиловского наступления» российские войска продвинулись на территорию Румынии и Венгрии, входивших в состав противника России и союзника Германии – Австро-Венгрии. Здесь в тот период жила значительная часть евреев Европы.
В войсках противника служило более 165 тысяч призванных под ружьё евреев. В потоках военнопленных они попали в Астрахань. В городе бывшие солдаты занимались общественными работами.
В 1912 г. городской Думой было начато строительство кана- лизации. Первыми улицами, где шло строительство в годы 1-ой Мировой войны были Московская (ныне Советская» и Индийская (ныне Володарского), причём трубы были из досок морёного дуба со стяжками из меди и служат городу и в настоящее время.
От построенной в 1916 г. городской электростанции тянули линии электропередач по всему городу.
Пленные жили в казармах, но имели возможность посещать религиозные службы. Протестанты посещали кирху, католики – костёл, ну а евреи по субботам посещали синагоги и часто приглашались в Шаббат и другие праздники на семейные трапезы. Община стремилась обеспечить религиозных евреев из числа военнопленных кошерным питанием и, как могла, пыталась облегчить их положение. Некоторые евреи из занятых российской армией областей попадали в Астрахань в ссылку за различные правонарушения.
Так известный в Астрахани Пиня Харшкевич был выселен в Астрахань за мелкую контрабанду. Известность Харшкевич приобрёл как активный член «Хевро кадиш» похоронного братства.
Несмотря на свой преклонный возраст, до конца жизни он на себе переносил доску для омовения усопших со двора синагоги в любой конец города и одевал в последний путь мужчин.
Произошедшая в феврале в 1917 г. революция и отречение от престола Николая II, справедливо оставившего за собой имя «кровавого», сняла наконец черту оседлости для евреев.
В наш город теперь можно было въезжать без разрешения от полиции, заменённой милицией, как и передвигаться по территории самой губернии.
А.Р. Бимбад