Еврейская благотворительность в астрахани (из истории евреев Астрахани)

С момента появления еврейской общины в 1862 году в нашем городе встал вопрос о благотворительности. Всегда члены общины отличались различной степенью обеспеченности. Бывшие николаевские солдаты по-разному вписывались в гражданскую жизнь. Основная их часть, приписанная к мещанскому сословию и жившая своим трудом, едва сводила концы с концами. При этом необходимо учитывать тот факт, что семьи были многочисленными – обилие детей плюс забота о родственниках, привезенных из черты оседлости. Пенсий в то время не существовало. Но, несмотря на это, общину наши предки содержали сами и помогали бедным.

В синагогах стояли специальные кружки для сборов:

  1. Наём молитвенного дома и украшение его.
  2. На уплату поземельных денег за кладбище.
  3. Для бедных евреев, проживающих в Астрахани.
  4. На воспитание и обучение грамоте бедных еврейских сирот.
  5. На свечи.
  6. На отопление, освещение и другие надобности.

    Ревизия правильности расхода проводилась два раза в год обществом.

    Во время голода и холеры в 1891 году община закупала и выдавала муку для неимущих.

    В фондах областного государственного архива по Астраханской области сохранился устав общества по оказанию помощи бедным евреям, составленный в 1899 г. Учредителями общества являлись губернский раввин Борис Шухер, московский 1-й гильдии купец Григорий Дембах, Анна Анненберг – преподаватель Мариинских приютов, купец 1-й гильдии Абрам Гаптшер, врачи: Пелерман М.Ч., Вайштерн, зубной врач А.Брунер, акушерка Раиса Брун, купцы: Лейба Фрейдлин, А. Кантер, Ифраим Винник; мещане: Лисичкин и сын основателя еврейской общины в г. Астрахани Борис Ильич Крупинский.

    Помощь выдавалась как единовременно, так и постоянно. Были случаи приобретения приданого для бедных невест, обзаведения инструментом для мастеровых и ремесленников. Соответственно оказывалась помощь при пожарах, болезни и смерти в бедных семьях. Во многих случаях помощь носила заёмный характер и прихожане стремились вернуть затраченное на них общиной, и зачастую в большем объеме.

    Большую помощь оказывал комитет по помощи беженцам и выселенным из Западных губерний в годы 1-ой Мировой войны, а было их в нашем городе около 2-х тысяч человек. Помощь оказывалась и еврейским военнопленным из Австровенгерской и Германской армий. Большую роль в организации оказания помощи беженцам оказывали известный адвокат А.Дайхес и врач Л.Райнес.

    При хоральной синагоге располагалась небольшая богадельня. Община брала на себя затраты на похороны неимущих.

    Оказывалась помощь семьям, бежавшим от разгула петлюровщины на Украине в гражданскую войну.

    В период голода в 20-е – 30-е годы помощь среди евреев распространялась по линии Джойнт. Приходила она из Соединенных штатов Америки. В середине 30-х годов была полностью запрещена советским правительством, представители Джойнта были обвинены в шпионаже, был прекращен и этот не очень значительный поток помощи.

    Работавшая в неимоверно трудных условиях еврейская община продолжала помогать, а точнее, распределять помощь среди бедных, особенно беженцев из западных областей во время Великой Отечественной войны. К концу войны в детских домах области не осталось ни одного еврейского ребёнка, все были взяты в семьи, зачастую и не очень обеспеченные. Все средства на бедных собирались в самой общине, никаких внешних источников не было.

    Резкое ухудшение положения среди населения, в том числе и еврейского, костяком которого являлась интеллигенция, стали экономические преобразования, начатые с 1991г. Люди перестали получать зарплату и пенсии по несколько месяцев, инфляция съела все накопления.

    Первая продовольственная помощь по линии Джойнта поступила к осенним праздникам 1993 года. Распространялась обществом еврейской культуры.

    В 1996 году открылась благотворительная столовая, которую посещали не только евреи. Продолжала распространяться продовольственная помощь.

    Весной 2000 г. поступила благотворительная помощь от общества «Хама», но её пришлось передать для распространения органам социального обеспечения и, к сожалению, нигде не было упомянуто, что это еврейская организация, да и самим евреям от этой помощи досталась очень маленькая доля. Поэтому созданный 5 лет назад «Хесед» взял на себя функции по распределению благотворительной помощи по всем программам среди нашей диаспоры.

    Недостатком являются директивные указания сверху, часто затрудняющие решения вопроса на месте. Трудно оказать помощь лицам, имеющим низкий заработок, и безработным, так как они не попадают в целевые программы. Необходима масса справок, зачастую не отражающих истинное материальное положение конкретной семьи.

    В настоящее время помощь осуществляется и через еврейскую общину – имеется бесплатная кошерная столовая, благотворительный детский сад, выдаются продовольственные наборы, но для их получения также необходим ряд документов, без которых спонсор не выделяет средства.

    В последнее время благотворительную помощь стали оказывать и местные спонсоры, что позволяет проводить достойно праздники Победы в Великой Отечественной войне и вручать подарки ветеранам.

    А.Р.Бимбад
    2007 год
Еврейская благотворительность в астрахани (из истории евреев Астрахани)
Пролистать наверх