Царский манифест 17 октября 1905 года в определённых кругах вселил надежды на перемены к лучшему. Для библейского народа появилась надежда к отмене ограничений и, в первую очередь, черты оседлости. Но не зря в песне тех лет звучали слова: «Царь испугался, издал манифест – мёртвым свободу – живых под арест».
Необходимо отметить, что евреи активно участвуют в политической борьбе, как наиболее угнетённая и, в то же время, образованная часть общества. В 1911 году грамотных на 100 душ населения было 16 человек, у евреев – 97. Все партии, в состав которых они входили, можно было разделить на две группы: националистические, к ним относятся сионисты, СЕРП – социалистическая еврейская рабочая партия, Бунд и интернациональные социал-демократы, как большевики, так и меньшевики, эсеры различных толков, наиболее часто совершавшие террористические акты, анархисты и прочие.
Астраханские евреи не остались в стороне от событий. В государственном архиве по Астраханской области, в фондах Астраханского губернского жандармского управления сохранился документ с грифом «совершенно секретно» следующего содержания: «Разные еврейские партии с 7.11.1906 г. по 10.12.1908 г. МВД Департамент полиции по особому отделу. Начальнику Астраханского губернского жандармского управления. По сведениям, полученным из агентурного источника в г.Астрахани, в последнее время образовалась группа социалистов-сионистов. Группу эту образовали приехавшие из г.Баку два еврея, из которых один и теперь находится в Астрахани. Группа обзавелась уже своей печатью и собственным гектографом. Деятельность группы распространялась и на ханскую ставку Киргизской орды (это часть Казахстана, примыкавшая к Астраханской губернии). Этой организацией была распространена прокламация «Ко всем».
3 октября 1907 года было обращено внимание на еврейскую социал-демократическую партию (Поалей Цион). Основным требованием была борьба за субботневоскресный отдых.
В другом документе говорится, что на третий участок на Старокузнечную улицу (дом Казанкова), ныне улица Шаумяна, в семью шкловского мещанина Мовше Сендера Цукерваник пришла бандероль с возвращённой брошюрой для дочери Гени – семнадцати лет. Одна из брошюр «Кому нужны погромы», другая – «Что такое народовластие?».
По городам России существовала сионистская ученическая группа, издававшая на гектографе журналы «Молодой Израиль» и «Вестник молодёжи». Адрес сионистского пункта в городе Астрахани находился на квартире присяжного поверенного И.И.Гуревича по ул.Скаржинская (ныне улица Фиолетова) дом Кузнечикова. У этой группы в июне 1908 г. должен был состояться второй общенародный съезд русских социалистов-сионистов и сионистов-территориалистов со всех стран. Правление находилось в Лондоне, а главное бюро – в
Кёльне.
Указом правительственного сената от 1 июня 1907 г. за № 5186 по делу о регистрации Минского общества сионистов разъяснено,
что никакие организации сионистов не должны быть допущены ввиду преследуемых ими политических задач. 16 июня 1908 г. в Кишинёве состоялся съезд учащейся молодёжи сионистов. Данных о том, выезжал ли кто на этот съезд из Астрахани, к сожалению, не
сохранилось. С первой половины 1907 г. отмечено появление новой еврейской организации «Серп» – социалистическая еврейская рабочая партия. Основным их требованием было создание еврейской автономии. По своему содержанию она была интернационального характера. Партией издавался ежемесячный журнал «Новая жизнь».
Активность сионисты в Астрахани проявят после февральской революции 1917 г.
Из интернациональных партий, как уже указывалось ранее, большую роль в городе имел руководитель местного отделения партии социал-демократов (меньшевиков) Шлёма Голландский, державший собственный зубоврачебный кабинет. Сведения о его деятельности в Астрахани после первой русской революции прекращаются к 1910 г. Какова его дальнейшая судьба, к сожалению, остаётся неизвестным. Во всяком случае, в списке зубных врачей иудейского вероисповедания за 1912 г. его фамилия отсутствует.
Анатолий Бимбад