19 февраля 1855 г. сконч ался Император Всероссийский Николай I. Из всех правителей России он был, пожалуй, самым жестоким по отношению к евреям, живущим на ее территории . Его наследник Александр II, получивший в истории звание царя-освободителя, начал своё правление с ряда либеральных реформ.
В 1858 году были ликвиди рованы кантонистские формирования , а вместе с ними и добровольно-принудительное крещение евреев. Прекращены были также выплаты вознаграждения выкрестам. Отслужив по 25 лет, а евреи служили 25 лет даже тогда, когда для остальных срок службы стал 20 лет, так называемые «николаевские солдаты» получили право селиться по месту несения службы. Многим попросту и возвращаться было некуда. Кагалы (общины) отдавали в армию чаще всего сирот, детей нищих, из многодетных и малообеспеченных семей.
К 1862 году еврейское население Астрахани составляло около 300 человек. Николаевским солдатам разрешалось взять членов семей, а также слуг. Невест выписывали из черты оседлости; и поехали девушки из местечек в поисках еврейского счастья в далекую Астрахань. Естественно, о богатых невестах здесь речь идти не могла.
При уходе из царской армии каждый отставной солдат получал комплект зимней и летней одежды, денежное пособие на проживание в течении года. Многие начинали своё дело. Одни сумели получить за время несения службы профессию портных, сапожников, шорников и музыкантов. Другие сумели получить и чисто «еврейские профессии» – часовщиков, золотых дел мастеров, скорняков.
В 1862 г. впервые в городе «с высочайшего повеления» появилась религиозная община из гражданских лиц. Здание казённой молельни было отобрано как принадлежащие военному ведомству. Используется наёмное помещение. Дом, используемый под синагогу , ранее принадлежал старосте Петропавловской церкви Петру Щукину , предположительно , находился на месте теперешней синагоги.
Община «Ашкеназ» упоминается в 1866г., как имеющая своё здание. В 1876 г. было построено здание Хоральной синагоги, простоявшее до 1996г., когда оно было сожжено при невыясненных обстоятельствах. Ныне на месте Хоральной синагоги построен жилой дом ул.Шаумяна, д.14 «а».
К 1875г. выделяется иудейская община «Сфард», находившаяся первоначально в доме Ильи Крупинского. В 1869 г. был приглашён из Ковенской губерни раввин Лейб Дайхес, до этого служивший там раввином в небольшом уездном городке. Постановлением Астраханского губернского правления от 20 мая 1869 года на основании аттестата и удостоверений Ковенского, Виленского и Слободского раввинов и приговора, проживающих в Астрахани евреев, Лейб Дайхес утверждён раввином для исполнения обязанностей при еврейском молитвенном доме. В обязанности раввина входило ведение метрических книг и регистрация рождения, смерти, браков и разводов. В 1873г. было создано похоронное братство, просуществовавшее около ста лет. В том же году был заключен и договор с братией Покровско-Болдинского монастыря о бессрочной аренде земли под еврейское кладбище с оплатой 30 рублей в год. Среди первых члено в правления общины были бывшие николаевские солдаты: Крупинский , Календер, Шухер, Тальянский и другие.
А.Р. Бимбад