От военного коммунизма к Нэпу (из истории евреев Астрахани)

Советская власть в Астрахани установилась в 1918 году, но гражданская война продолжалась ещё 3 года. Бои на территории Астраханского края шли в 1919 году, а на Каспии до 1920 года.

В стране был полный развал экономики и сельского хозяйства. Продразвёрстка – это фактическое ограбление крестьянства вызвало страшный голод. В Астрахани не было хлеба, но была рыба. Началась конфискация крупных предприятий, но без хозяев они попросту не работали. Появилась масса безработных. Их число увеличивали люди, бежавшие от голода из других мест.

Государство придавало большое значение национальной политике. Народным комиссаром по этим вопросам был назначен И.В. Сталин.

Впервые появилось официально слово «нацмен», под этот термин попали и евреи. Создаётся еврейский подотдел при губотделе национальностей. Возглавляет его И.Вихман. Ранее он был известен как один из организаторов в Астрахани в 1904 г. Ремесленной синагоги. Работал в чулочной мастерской.

Многие еврейские семьи оказались в тяжёлом материальном положении. В одном из номеров газеты «Коммунист» за январь 1922 года описывается бедственное положение семьи Эпельбаума, который заболел и, несмотря на некоторую помощь от еврейского подотдела нацмена, умер оставив без средств существования свою многочисленную семью.

В городе появляется множество детских садов, которые содержали различные организации. Существовали детские дома при военном гарнизоне, армянский, 2 татарских, немецкий и еврейский.

Евреи принимают активное участие в жизни губернии. Зав. политпросветом был И.Ландо.

Врач Вайнштейн подвергает резкой критике тогдашнюю медицину. Он призывает создавать крупные лечебные учреждения, а не мелкие амбулатории, существующие по предприятиям и посёлкам.

И.Вихман возглавлял единственную, выпускаемую в то время, газету «Коммунист».

В 1920 году в июле на Трёх протоках создаётся еврейская сельскохозяйственная коммуна. Первым её руководителем был Каробчан. Выращивали различные сельскохозяйственные культуры и даже хлопок для местной ватной фабрики. Работали учащиеся еврейской школы, геры и молодёжь города. В дальнейшем это будет еврейский колхоз им.М.И.Калинина, просуществовавший до 1937 г.

С введением в стране в 1921 г. Новой экономической политики начала развиваться хозяйственная деятельность. Замена продразвёрстки продналогом способствовала подъёму сельского хозяйства. В городах открывались частные пекарни, булочные, столовые, оживает торговля.

Рыбные промыслы, на которых в дореволюционный период большую роль играли евреи, начали сдавать в аренду. Инициатива оказалась у прежних специалистов по рыбному делу.

В ревтрибунале рассматривалось уголовное дело в отношении неких Куликова и Ефремова. Они, входя в состав белогвардейской банды, в 1919 году в районе села Ганюшкино захватили имущество расстрелянных ими евреев на промысле Сигалова, не пощадив даже жену и малолетнего ребёнка хозяина. Первоначально трибунал приговорил их к расстрелу, но по амнистии от 7 ноября 1921г. один получил 5 лет со строгой изоляцией, а другой – 2 года без строгой изоляции.

В ужасном состоянии оказалось еврейское кладбище. Деревянный забор был разобран местными жителями на дрова. Много памятников было похищено.

По поводу этого состоялось экстренное собрание в синагоге Ашкеназ 16 июля 1922 года. Во всех четырёх синагогах ежедневно собирался миньян.

Наступление на религию началось в 1923 году.

Еврейской Пасхе газета «Коммунист» посвятила в апреле 1923 года целых две статьи. Одна, анонимного автора, «Еврейская Пасха», другая – некого А.Мерелина «Против еврейский Пасхи». Осуждающая статья была опубликована перед осенними еврейскими праздниками.

Нападки проходили и против других религий, но в тоже время на празднование православной Пасхи 3 дня были объявлены нерабочими.

При НЭПе в городе открываются и частные врачебные кабинеты. Самые известные врачи, большинство из которых были евреи, прошли обучение за границей. Это врачи Рейтман М.С., Лерман И.А., И.Хлевнер, Шейкин А.И., Краснянский М.В., Иоф И.И., Закошанский И.И., Фалькович А.И., Винник А.Л., Эльберштром З.Ф., Поташник М.Г., Зуммеров А.С., Бураков И.М., Шницер Р.А., Шпензер А.И., Герд А.А., Черкасский М.Е.

В 1923 году открывается в здании бывшего еврейского училища еврейская трудовая школа I-й ступени; при ней создаётся один из первых пионерских отрядов имени Л.Д. Троцкого. В этом же здании разместилась еврейская библиотека им.Членова и детский сад.

Военный гарнизон в Астраханском Кремле носил также имя Л.Д.Троцкого. По поводу еврейских организаций часто в печати появлялись критические статьи.

В сентябре 1923 года из-за низкой посещаемости и отсутствия революционной литературы анонимный автор подвергает критике состояние еврейской библиотеки.

В январе 1926 года под прицел попадает и сам еврейский комитет взаимопомощи. «Спит» еврейский комитет взаимопомощи» – пишет опять же анонимный автор.

Закрылась, имевшаяся у комитета, шапочная мастерская, в которой проходили обучение 15 бедных детей. Закрылась булочная пекарня, прекратилась выдача пенсий нетрудоспособным и бедным евреям. Автор винит во всём НЭПачей, засевших в комитете.

В январе 1926 года в кинотеатре «Модерн» «крутили» немой фильм по Шолом Алейхему «Еврейское счастье», в главной роли которого был Соломон Михоэлс. НЭП был на подъёме.

Играла музыка в ночных кабаре «Луна парк» и «Отрадное». Росло число кафе и ресторанов. Те кто думал, что так будет всегда, очень ошибались.

А.Р. Бимбад

От военного коммунизма к Нэпу (из истории евреев Астрахани)
Пролистать наверх