«Еврейское счастье» при царе-освободителе

Евре и при Александре II получили некоторые права, которые распространялись, правда, далеко не на всех . Сохранилась  черта оседлости, за которую разрешалось выезжать только на ограниченное время, имея на то специальное разрешение. Основную часть еврейского населения составляли лица, относящиеся к мещанскому сословию. При этом они разделялись  на оседлых и не оседлых. Оседлые могли быть в любой момент выселены по месту своей приписки, там же они и их дети обязаны были получать паспорта.

Министерством просвещения в этот период времени поощрялось получение евреям и  светского образования, и даже некоторый период времени выделялись специальные стипендии, которые представители других наций не получали.

Единственным способом выйти из черты оседлости было получение высшего образования или переход в православие. Вначале за чертой оседлости разрешалось свободно жить врачам, затем акушеркам и зубным врачам, затем всем лицам, имеющим высшее образование.

Не всегда гладко складывались отношения и в самой Астраханской еврейской общине. Уже в середине 70-х годов она разделилась на ашкеназов и сфардов. В Астраханском областном архиве сохранилось дело, длившееся с ноября 1874 года по январь 1876 года «о конфликте, возникшем в Астраханской еврейской общине». В Министерство внутренних дел поступил донос от некого Хенкеля Волкова, где говорилось, что раввин Лейб Дейхес и ряд других лиц собирают деньги на еврейские школы, находящиеся в Иерусалиме. Кроме этого, проводят обряд обрезания и русских субботников, и геров, производят захоронение в день смерти, в то время в день смерти разрешалось хоронить только умерших от оспы. Как видно из следствия, про изведенного Астраханским полицмейстером, никакого Волкова в Астрахани никогда не было, а донос написал кременчугский мещанин Ицко Асетинский. В 1874 году во время богослужения он со своим сыном учинил «буйство», (слово «хулиганство» появилось только через 30 лет), в молитвенном доме. До этого он пытался взять на себя функции раввина. Начал заниматься резкой животных, незаконно производить обрезание младенцев. Против него было возбуждено судебное преследование со стороны раввина, но ответчик из города скрылся.

Сложно было управлять одному раввину двумя молитвенными домами.  Сфарды не хотели признавать ашкеназского раввина и все время пытались завести своего, но за все время существования общины раввин был один. За этим строго следил губернатор.

В 1875 году стал вопрос о замене раввина Лейба Дайхеса, как  не имеющего достаточного образования.

Дважды проходили выборы новых раввинов, но один после выборо в уехал и не вернулся в Астрахань, другой не устраивал полицию. Наконец, в 1881 году был назначен некий Михайловский, оставивший о себе память травлей прежнего раввина и непомерно высокими ценами за обряды.

В областном архиве сохранились жалобы на него, обращенные к губернским властям. Так за обряд венчания с приказчика из магазина Лисичкиной, при его жаловании 15 рублей в месяц, раввин запросил 25 рублей. Хозяйка, также относящаяся к евреям, выступила в защиту  своего служащего. На жалобу раввин ответил, что на самом деле обряд стоит 100 рублей.

Сохранились данные о переписи еврейского населения. Если в 1862 году их было 300 человек, то в 1882 году лиц мужского пола – 454 человека, женского – 402; родилось 14 мальчиков, 19 девочек ; умерших мужчин – 8, женщин – 5; зарегистрировано 5 браков; 142 человека  занималось торговлей, 103 человека – ремеслом, 7 человек – игрой на музыкальных инструментах, 24 – в услужении у частных лиц, 2 – зубные врачи, 1 – учитель еврейской школы, 1 занимает должность раввина, 7 человек по старости лет, 29 – без определенных занятий.

Убийство царя Александра II 1 марта 1881 года резко ухудшило жизнь всех еврее в России.

Анатолий Бимбад

«Еврейское счастье» при царе-освободителе
Пролистать наверх